Site icon Иерархия

Сказка о счастье

Примерное время на чтение статьи: 7 мин.

Однажды султан гулял по саду. Утро не задалось. Хотя оно и дышало свежестью, настроение султана было скверным. Во первых, пришли дурные вести с южной границы — дикие племена опять грозили набегами. Когда они только успокоятся? Щиплют приграничные поселения, а стоит послать туда армию — разбегаются как тараканы. Во вторых, в самом большом портовом городе случился пожар, сгорели склады и часть торгового флота пострадала. Кроме того, дворцовые дрязги между советниками крайне раздражали. Министр финансов был в давней конфронтации с верховным муллой и, как доложил начальник стражи, вчера они опять сцепились между собою,. А сегодня уже оба вовсю трясли перед глазами султана грязными тайнами друг друга и старались чернить соперника. Понятное дело, за глаза, но слушание наветов так утомляет.

В общем султан был разражен и поэтому внезапный смех, донесшийся из за зарослей в дальнем углу сада резанул его по нервам. Султан решил посмотреть на весельчаков и на причину такой бурной и неуместной радости, он осторожно двинулся в сторону шума, стараясь не выдать себя. Причина выяснилась быстро. На небольшой лужайке красивая молодая служанка играла с маленькими детьми прислуги. Дети так были захвачены игрой, что ничего не замечали и их восторг сопровождался визгом и хохотом.

Лица служанки и малышей светились от счастья и султану расхотелось разрушать эту идиллию. Он осторожно наблюдал за ними, не выдавая своего присутствия, и настроение его постепенно менялось. Раздражение сменилось странной грустью: голодранцы — подумал султан — не всегда сыты, не всегда в тепле, но они сейчас просто на зависть счастливы. Почему же я, имеющий все в изобилии, не могу почувствовать давно забытое ощущение счастья? Почему счастье не дается мне? Что это за предмет такой — счастье? И он решил спросить об этом визиря.

Визирь был очень высокоученым человеком и запел соловьем. В своем ответе он забирался в такие дебри, что и невежде было бы ясно — визирь не мог сформулировать ответа на вопрос. Он просто прятал свое незнание за замысловатыми формулировками. Это позабавило султана и подняло ему настроение. Он решил продолжить эту внезапно найденную игру в объяснение столь известного и столь же неуловимого понятия как счастье.

Было объявлено всему народу, что человек любого звания будет сказочно награжден, если сумеет объяснить султану что такое счастье. Народ сразу же повалил во дворец, в надежде получить награду. Умных ответов на поставленный вопрос не случилось, а слушать глупости султану надоело довольно быстро. Но вопрос гвоздем засел у него в голове, а неудачные толкования счастья только повысили у султана интерес к теме. Султан решил продолжать.

Слушать болтовню дилетантов целыми днями султану быстро надоело! Он утомился от глупостей и повторов и тогда добавил дополнение к своему указу: если ответ искателя награды будет опытным путем признан неверным, то невежа, взявшийся поучать султана, будет казнен, чтобы никому впредь не приходило в голову покушаться на драгоценное время своего правителя.

Поток желающих объяснить султану что такое счастье сильно поредел. Но тем не менее, находились безумцы. Начинали все они примерно одинаково, прямо как гамбит в шахматах: У тебя все для счастья есть, султан, — говорили они — ты уже счастлив, просто просто не понимаешь этого…

Один человек сказал, что счастье это сытая, безбедная жизнь. Очень страшно и тяжело жить, когда не знаешь будешь ли ты есть сегодня. Нет ничего беспощаднее голода. Нет ничего страшнее пытки смотреть в глаза своих голодающих детей. Ты же живешь в изобилии… Султан выслушал несчастного и велел отвести его на кухню. Он велел кормить этого человека досыта, пока не насытится. А как насытится и больше не сможет есть — отрубить голову.

Другой юноша говорил султану о любви. Он говорил о ней как о величайшей ценности. Нет ничего тяжелее одиночества человека, чью любовь отвергли. У тебя же султан много жен, каждая равна красотой богине и все они любят тебя. Твой народ, все, от мала до велика, обожает, боготворит тебя. Ты купаешься в любви, а значит ты давно счастлив, но на свою беду не замечая этого… Султан приказал отвести этого юношу в гарем к наложницам и когда пресытится ими — отрубить голову.

Третий человек утверждал что счастье сокрыто в деньгах и власти. С ними можно все: строить дворцы и выращивать сады в пустыне. Покупать почет и уважение. Люди повинуются каждому твоему жесту и зачем, султан, тебе задумываться о причинах их повиновения, если в результате ты получаешь желаемое? Стоит приказать и дома врагов обратятся в пепел, стоит приказать и великие умы падут пред тобой на колени. Власть и деньги — вот что главное в этом мире, и ты, султан, обладаешь ими, а значит обладаешь возможностью превратить в реальность любую фантазию.

За такие слова толкователь счастья был назначен вместо визиря правой рукой султана. Теперь все должны были подчинятся этому человеку , а он получал доступ к сокровищнице и контролировать его расходы мог только сам султан. Соискатель наслаждался властью и богатством целых две недели. А через две недели его кто-то зарезал в темных лабиринтах дворца. Видно не всем нравились указы новой «правой руки султана». Стражников, конечно наказали, но убийцу так и не нашли…

Поток желающих объяснить султану что такое счастье иссяк. Тогда султан велел обратиться к мудрецам своего султаната, но никто не пришел на его призыв. Султан послал за лучшими умами стражу и та обнаружила в стране внезапный дефицит на мудрецов. Сначала искали их в столице, а потом в провинциях, а когда там никого не обнаружили, просмотрели каждое захолустье. Но стражу постоянно преследовала неудача — мудрецов не было на месте. Кто-то из известных учителей премудрости внезапно скончался, кого-то невозможно было привести к султану, поскольку мудрец буквально находился на смертном ложе, а кто-то просто пропал. Так бывает: мудрые люди порой удаляются от общества неизвестно куда. Уходят, даже из столицы, в глухие леса или в пустыни и живут там, набираясь мудрости. Найти их просто нет никакой возможности.

Султан гневался, но ни одного мудреца его стража никак не могли найти, хотя обошла уже всю страну.

И вот им внезапно повезло. В глухой деревушке попался несведущий мудрец, который даже не слыхал об указе султана. Его то стража и привела во дворец.

Старик-мудрец спокойно выслушал историю возникновения вопроса и внимательно отнесся к рассказу про ответы и судьбу прежних соискателей. Потом сказал султану: Все что есть на этой земле: растения, рыбы. гады, звери, птицы — все создано Богом. Господь — Творец. Это его суть и создавал он мир не для себя, а для нас, для мира. Люди тоже созданы им по образу и подобию Бога, а это значит. что они тоже творцы. Это наша природа. Человек обязан творить и, так же как и Господь, творить не для себя, для мира.

Счастье — это тень твоей мечты. Ты жаждешь чего-то и в минуты, когда удается достичь желаемого, становишься счастлив. Тело твое жаждет наслаждений, сердце твое требует ярких и глубоких чувств, а душа твоя хочет творить. От того чью мечту исполняет человек зависит и его счастье. Только тело и сердце требуют что-либо только для себя и потому страшатся смерти.

Тело требует пищи и неги. Сегодня ему для счастья достаточно куска лепешки. Но если лепешка есть каждый день, то через время для счастья уже нужен будет плов, а некоторое время спустя — яства заморские. Тело требует тепла и замерзающий чтобы согреться, будет рад закутаться в дерюгу. Но если дерюга имеется всегда, то для счастья ему уже потребуется новый халат, а некоторое время спустя — наряды из нежнейшего пуха и шелка.

Сердце живет страстями и требует любви. Сегодня ему достаточно улыбки любимой, но если любимая рядом каждый день, то через некоторое время для счастья нужна уже станет близость. А если пресытился страстью одной женщины, то для счастья уже потребуется оргия. И тело и сердце пресыщаются. Им для переживания счастья всегда требуются все более мощные раздражители.

У души другая природа. Она требует творчества и не для себя, а для мира. Посмотри на детей: с какой радостью они берутся творить: рисуют, лепят, поют. Посмотри как легко они отдают плоды своего труда миру. Их совсем не смущает изъяны созданного ими творения. Но когда вырастают — начинают стыдится несовершенства своих навыков и сами глушат призывы своей души. Теперь она прорывается в добром юморе, розыгрышах, милых чудачествах. Человек, следующий воле Творца, счастлив по другому. Его счастье живет во встречах с друзьями, в попытках изобрести нечто доселе невиданное, в познании мира или танцах или пении на сцене забесплатно. Он становится счастливым потому, что душа у человека принципиально не насыщаемая. Она способна проживать счастье не от приобретения, а от действий и дарения.

Важно не перепутать чью мечту ты исполняешь души, тела или сердца. Помни султан: ты можешь быть постоянно счастлив, делая нечто важное для мира или получать кусочки счастья гоняясь за наслаждениями и признательностью.

Exit mobile version