Site icon Иерархия

Как развивать бизнес

77979722-87e3-430f-b0a1-29933dfa2782

Примерное время на чтение статьи: 5 мин.

Бизнес – это социальный механизм. Его предназначение генерировать деньги для собственника. Поэтому и относится к нему нужно так же, как к любому другому механизму. Ровно так же, как мы относимся к автомобилю, компьютеру или стиральной машине.

Если механизм работает плохо, это означает что где-то в нем коротит какой-то контакт или сломалась шестеренка. Иными словами, в механизме пропала связь между его отдельными элементами и от этого он весь, со всеми своими наворотами становится бесполезным хламом, каким будет до тех пор, пока эту связь не восстановят.

Главное отличие между бытовым прибором и бизнес иерархией заключается в том, что первый сотворен инженером, а второй собирает собственник, который в большинстве случаев просто любитель-самоучка. Бизнесмены очень часто хорошо владеют технологией производства товара или продажами, но зачастую оказываются слабыми строителями организаций. В этом случае вместо здорового социального механизма у них есть риск собрать организацию-франкенштейна с тремя парами могучих ног, но с легкими как у цыпленка, а потом удивляться, почему она никак не научится быстро бегать.

Бытовой прибор собирают по готовым чертежам. В них конструкторы начертили все детали, для каждой определили свое место и способ взаимодействия с остальными. Каждая будет эффективно работать только на этом месте и просто не сможет работать по-другому. Бытовой прибор – это застывшая сбалансированная система, которая не способна развиваться. Зато в ней нет ничего лишнего, что увеличивало бы ее потребность в электроэнергии, она максимально функциональна.

Иное дело бизнес. В отличие от бытового прибора он элемент внешней среды и во многом зависим от нее. Прибор, скажем включенный кондиционер, будет охлаждать воздух до нужной температуры независимо нужно это кому-нибудь или нет. Бизнес в таком режиме не может работать. Для успеха ему необходимо реагировать на рынок, т.е. перенастраиваться. Поэтому организацию в бизнесе невозможно построить окончательно, всегда будет возникать необходимость что-то переделать. Эта зависимость от внешней среды вынуждает собственника постоянно и регулярно обновлять процессы и внедрять в работу новые инструменты управления.

Перенастройка бизнес-системы, а тем более ее развитие и рост, всегда сопровождает риск нарушения соответствия мощностей между ее отделами. Иными словами, нередко случается так, что организация еще не развилась до нужного уровня, а в ее работу уже внедряют новомодный инструмент, до которого она еще просто не готова.  Быть может, собственник бизнеса очаровался эффектами этого инструмента, а может решил, что его внедрение снимет застаревшую проблему регулярных провалов. Не важно чем руководитель бывает мотивирован, важно, что он принимает решение внедрить его в своей организации, но это не приносит желанного эффекта. В организации изменяются устойчивые взаимосвязи, и эта новация выглядит, мягко говоря, странно, а эффективность ее работы сомнительна, хотя по формальным признакам она отвечает всем новомодным подходам.

Приведу для наглядности пример из практики. В одной торговой компании с персоналом под две сотни человек, руководство озаботилось рациональным расходованием времени своих работников. Действительно, рабочее время самый важный ресурс в развитии. Простои на производстве или зависание в соцсетях офисных работников дорого обходятся бизнесу. С целью повышения трудовой дисциплины руководство додумалось до ежедневных отчетов подчиненных о том, чем они занимались сегодня на своем рабочем месте. Для этого приобрели соответствующую программу, с помощью которой производились отчеты. В ней же руководители могли ставить дополнительные задачи подчиненным и видеть в какой стадии готовности находится выданное ими распоряжение.  Кроме того, на рабочих местах установили видеокамеры, создали специальное подразделение и приняли в его штат персонал, в чьи обязанности входило наблюдение за работой остальных сотрудников.

Мероприятия по оптимизации расхода рабочего времени персоналом, обошлись  этой компании в копеечку: стоимость покупки и обучения персонала работе в приобретенной программе, потери рабочего времени на обучение персонала работать в программе, стоимость покупки и монтажа видеокамер, оборудование помещения для службы, отслеживающей действия персонала на рабочих местах, оплата труда этой службы контроля за расходованием рабочего времени, потери рабочего времени на написание и анализ отчетов работников – все это затраты, которые понесла компания.

А между тем у части ее работников отсутствовали должностные инструкции, а часть тех, которые у них имелись, были составлены самими работниками для себя. У компании была не налажена система планирования, т.е. распоряжения от собственников поступают, но декомпозиция задач на рабочие места не проводилась. Не определены KPI, отсутствуют нормативы затрат материалов и времени на выполнения типовых заданий и т.д.

Руководство этой компании отчитывалось перед собственниками лишь по финансовым показателям. Какую пользу принесет решение создать службу контроля за расходованием рабочего времени при перечисленных недоработках управленческого звена? Руководство просто утонуло в операционной информации, самостоятельно лишив себя возможности формулировать и решать стратегически важные задачи.

Естественно, программа через некоторое время была заброшена, как не дающая должного эффекта. Остались только разочарование и служба контроля за деятельностью сотрудников, которая работает по сей день! Но причина, по которой программа постановки задач подчиненным не прижилась в компании, кроется не в программе. Не имело смысла заниматься ее внедрением без отлаженной системы планирования и определения показателей эффективности. Для этого компания должна была находиться на ином уровне развития и не стоило перегружать ее внедрение порочными управленческими решениями.

Теперь, если компания дорастет до этого инструмента, она наверняка встретит активное сопротивление ее внедрению со стороны персонала и части руководства. Ведь рабочие места в нем занимают не железки, а люди и теперь у них появился негативный опыт от работы с подобными программами.

Решения по изменению процессов управления всегда грозzт разрушением баланса в сложившейся бизнес-системе, поэтому приниматься они должны в соответствии с логикой ее развития. Даже самые передовые инструменты управления могут оказаться опасными для бизнес-компании, если она еще не готова к этому. Примерно так же, как прекрасно приготовленный шашлычок окажется вредным для младенца. Преждевременные новации в организациях не приживаются и носят бизнесу вред.  

Exit mobile version